5 книг о сравнительной мифологии

Миф и мифология как предмет научного исследования относятся к числу чрезвычайно широких областей современного гуманитарного знания. Эта область изучается в рамках нескольких дисциплин (фольклористики, искусствознания, религиоведения, культурной антропологии и этнографии), что предполагает рассмотрение мифологических текстов и традиций в совершенно разных ракурсах. Перечисленный ниже список литературы относится к фольклористическому (точнее, к фольклорно-антропологическому) аспекту их рассмотрения, хотя, конечно, жесткие дисциплинарные границы здесь провести невозможно.


1.

Мифологии древнего мира (Пер. с англ. Отв. ред. В.А. Якобсон. Предисл. И.М. Дьяконова. М.: ГРВЛ – Наука, 1977; новое изд: Азбука-классика, 2005)  

Mifologii

Данная книга — перевод коллективной монографии, составленной одним из крупнейших шумерологов мира Самуэлем Крамером и опубликованной более полувека назад в Нью-Йорке (Mythologies of the ancient world. Ed. by S.N. Kramer. New York., 1961). Входящие в нее 10 очерков, написанные (и переведенные на русский язык) видными специалистами в своей области, посвящены древним мифологическим традициям и памятникам египтян, шумеров, вавилонян, хеттов, хаананейцев, греков, индийцев, иранцев, китайцев, японцев и ацтеков. Это тот относительно редкий случай, когда популярность изложения ни в какой мере не идет ущерб научности, а потому книга поныне не утрачивает своего просветительского значения, ее можно и сегодня рекомендовать читателям, интересующимся мифологией и культурой на­родов древнего мира.       


2.

Мифы и религии мира.  Учебное пособие (Сост. С.Ю. Неклюдова. М.: РГГУ, 2004)  

Neklyudov


В книге рассказывается о мифологии и религии народов мира – не только живущих на Земле сейчас, но и живших когда-либо (в той мере, в какой это доступно современной науке). Она начинается с изучения обрядов и верований «доисторического» человека, а завершается обзором состояния религиозной жизни в современном мире. Основная часть книги делится на пять разделов. Первый раздел посвящен народам южной части Евразийского континента – от Средиземноморья до Индокитая, культурам, как правило, известным, начиная с их древних, письменно зафиксированных форм, а также некоторым тесно связанным с ними устным традициям (нуристанской, айнской). Во втором разделе рассказывается о мифах и религиях преимущественно северных областей Евразии, о традициях, известных нам не столько по древним письменным памятникам, сколько по относительно поздним фольклорно-этнографическим материалам (Кавказа, Центральной, Северной и Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири). В третьем разделе рассказывается о мифологии аборигенов Америки, в четвертом – об аборигенах Австралии и Океании, а пятый посвящен народам Африки южнее Сахары. Наконец, отдельно рассматриваются мировые (или великие) религии (буддизм, христианство, ислам). Книга опирается на опыт создания двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» (1-е изд.: М., 1980-1981), а также значительно дополняющего ее однотомного «Мифологического словаря» (1-е изд.: М., 1990), но не является их повторением.


3. 

Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур (Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Восточная литература РАН, 2004; сер. «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)

Novik

Книга посвящена одной из центральных проблем фольклористики и этнографии – соотношению фольклора и обряда (ритуала). На основе методики их комплексного анализа Е.С. Новик предложила универсальную типологию повествовательных и обрядовых традиций. Она проанализировала связь ритуального действа (обрядов, бытовавших у народов Сибири, в частности шаманских мистерий) и сопровождающего его текста, рассмотрела соотношение вербальных и невербальных текстов как двух взаимосвязанных манифестаций единой устной традиции, порожденных идентичными механизмами. Разработка одной и той же темы различными средствами в разных областях устной культуры дала возможность исследователю продемонстрировать, каким именно образом происходит перекодировка одного и того же сообщения в разных семиотических системах. Параллелизм структуры шаманского камлания и морфологической схемы фольклорного нарратива (по В.Я. Проппу) привел ученого к выводу об общей «обменной» структуре, в конечном счете – «диалогической», лежащей в основе как устного традиционного повествования, так и обрядового «сюжета».  

3.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа (М.: ГРВЛ – Наука, 1975; сер. «Исследования по фольклору и мифологии Востока») 

Poe`tika

Монография Е.М. Мелетинского (1918–2005), одного из основоположников отечественной школы теоретической фольклористики, посвящена рассмотрению мифологии, начиная с ее наиболее архаических традиций, ее основных тем, образов и форм (мифы творения, хаос и космос, космогенез; первопредки, демиурги, культурные герои; календарные, эсхатологические, героические мифы и «переходные» обряды). В книге дан анализ теорий мифа (ритуализм и функционализм, французская социологическая школа, символические теории, аналитическая психология, структурализм), предложен анализ его использования в литературоведении XX в. (ритуально-мифологический подход к литературе, современное мифотворчество в его отношении к первобытным и древним мифам) и художественной литературе (проза Кафки, Джойса, Томаса Манна). Данная работа давно стала настольной книгой филолога и получила весьма значительный международный резонанс. За последние десятилетия она выдержала несколько изданий и была переведена на английский, итальянский, португальский, венгерский, польский, чешский, словацкий, болгарский, сербский, китайский языки.  


5.

Современная российская мифология (Сост. М.В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005; сер. «Традиция – текст – фольклор: типология и семиотика»)

   Sovremennaya

Мифологическое осмысление человеком духовного и практического опыта, некогда безраздельно господствовавшее, в целом предшествует рационально-логическому знанию, но отсюда не следует, что миф остается лишь наследием далекого прошлого или является уделом доживших до нашего времени бесписьменных традиций. Помимо мифологии архаической принято выделять также мифологические компоненты развитых религиозных систем, а также мифологические элементы более поздних культур и идеологий. На место традиционной мифологии в постиндустриальном обществе приходят политические мифы новейшего времени и мифы массовой культуры. Статьи, входящие в данный сборник, посвящены современной мифологии. Здесь рассматриваются механизмы, с помощью которых происходит интерпретация массовым сознанием прошлого и настоящего, обсуждается тема «своего города» и создаются «городские тексты», в мифологических категориях осмысливаются образы знаковых фигур современности и недавней истории, а «житийные» трафареты отражаются в советской литературе о пионерах-героях. Фрагменты мифологической картины мира обнаруживаются в религиозных представлениях нашего времени, в популярной геополитике и даже в финансовой деятельности. В рассказах горожан XX–XXI в. фигурируют трансформированные персонажи традиционной мифологии. При этом мифология теперь существует рядом с бурно развивающимся позитивным знанием, из арсенала которого имеет возможность черпать материал для построения своих образов и аргументов.  

Алина Юшкина12 октября 2012
824
 6.39